Философия Индии

Санкхья-карики

Если мы и должны принять такую очень недавнюю дату наших сутр Капилы, мы можем, к счастью, принять более раннюю и гораздо более определенную дату другого произведения, бывшего, по-видимому, в течение целых столетий признанным авторитетом для последователей санкхьи в Индии, так называемых Санкхья-карик, или шестидесяти девяти или семидесяти Versus memoriales Ишваракришны (с тремя дополнительными стихами, тоже приписываемыми тому же автору). Что эти карики старше наших сутр, это легко доказать местами, попадающимися в сутрах и почти буквально заимствованными из карик.

Аль-Бируни, писавший свой отчет об Индии в первой половине одиннадцатого века, был хорошо знаком не только с произведением Ишваракришны, но также и с комментарием на это произведение Гаудапады. Мы можем даже сделать еще один шаг в более далекую древность. Санкхья-карики имеются также в китайском переводе, сделанном Чан-ти (буквально – "истинная истина"); возможно, что это был Парамартха, учитель при династии Хань (от 557-589, а не 583 года н.э.). Парамартха прибыл в Китай около 549 года н.э., в царствование императора Ву-ти из династии Лянь, управлявшей южным Китаем в 502-557 годы и за которой последовала династия Хань. Он жил до 582 года, и в настоящее время имеется не менее двадцати восьми его переводов; перевод Суварна-сапти-шастра по счету двадцать седьмой (№1300 в каталоге Nanjio). Предполагают, что китайское название "Семьдесят золотых речей" относится к семидесяти стихам карик. Чан-ти не считался хорошим знатоком китайского и, например, его перевод Абхидхармакоша-шастры заменен новым переводом Сюань-цзана.

Хотя таким образом мы имеем возможность отнести санкхья-карики к шестому веку нашей эры, из этого не следует, что это произведение не существовало еще до указанного времени. Местное предание относит его к первому веку до н.э.



Смотри также:

Датировка Гаудапады Датировка Гаудапады
Новые затруднения встречаются при определении века, когда жил Гаудапада, автор комментария на карики. Этот комментарий, как сообщает Биль, был тоже переведен на китайский язык до 582 года н.э.; но возможно ли это, если не отказаться от того немногого, что нам известно относительно даты Гаудапады? Ша ... Читать

Возраст сутр Капилы Возраст сутр Капилы
Дошедшие до нас сутры Капилы не были произведением основателя этой системы, так что гораздо вернее будет признать их последним приведением в систему доктрин, накопившихся в одной из философских школ в течение веков устной передачи от поколения к поколению (парампары). Легко усмотреть, что философия ... Читать